В соответствии с частью 1 статьи 128 ТК РФ, по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

В части 2 статьи 128 ТК РФ установлены категории работников, для которых такой отпуск является обязательным, т. е. работодатель не может отказать работнику в его предоставлении.
Федеральный закон от 07.04.2025 N 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 128 Трудового кодекса Российской Федерации» вносит поправки в часть 2 статьи 128 ТК РФ, а именно, абзац 4 части 2 статьи 128 ТК РФ изложен в следующей редакции:
родителям, супругам и детям, в том числе совершеннолетним, военнослужащих, граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, сотрудников, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), обязанностей по контракту о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы), исполнением обязанностей по контракту о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, — до 14 календарных дней в году.
Кроме того, Часть 2 статьи 128 ТК РФ дополнена новым абзацем седьмым следующего содержания:
родителям, супругам и детям, в том числе совершеннолетним, военнослужащих, граждан, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, сотрудников, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ, получивших ранение, контузию или увечье при исполнении обязанностей военной службы (службы), обязанностей по контракту о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, либо заболевание, связанное с прохождением военной службы (службы), исполнением обязанностей по контракту о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ, в целях осуществления ухода за ними в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, — до 35 календарных дней в году.
Изменения вступили в силу 07.04.2025 года.
Таким образом, в соответствии с изменениями в трудовом законодательстве, гарантии по отпуску без сохранения заработной платы предоставляются родителям, супругам и детям, в том числе совершеннолетним, мобилизованных, контрактников и добровольцев, если мобилизованный, контрактник или доброволец:
— погиб или умер, например, из-за ранения, которое получено при исполнении обязанностей военной службы (службы), обязанностей по контракту добровольца. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы — до 14 календарных дней в году;
— получил ранение, контузию или увечье при указанных обстоятельствах либо заболевание, связанное с прохождением военной службы (службы), исполнением обязанностей по контракту добровольца, и ему требуется уход, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы в этом случае — до 35 календарных дней в году.


