Налоговая реформа 2026: Законопроект «О внесении изменений в НК РФ» за № 1026190-8
В продолжение темы вносимых изменений в НК РФ - Законопроект «О внесении изменений в НК РФ» за № 1026190-8.В продолжение темы вносимых изменений в НК РФ - Законопроект «О внесении изменений в НК РФ» за № 1026190-8.

Основные поправки, которые могут вступить в силу уже с 1 января 2026 года:
1. Порядок установления пониженных ставок налога по УСН изменяется
В соответствии с действующими нормами НК РФ Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % (пониженные ставки) в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Планируется внести изменения в ст. 346.20 НК РФ, а именно, абзац 2 п. 1 в новой редакции:
законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % для налогоплательщиков, осуществляющих определяемые Правительством отдельные виды экономической деятельности и отвечающих критериям, установленным Правительством РФ.
Такая же норма будет установлена и для УСН 15% (абзац 2 п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
Следовательно, на региональном уровне власти утратят право самостоятельно устанавливать пониженные ставки по УСН по своему усмотрению. Виды деятельности, для которых можно установить пониженные ставки, и критерии выбора будет определять Правительство РФ.
2. И порядок применения ставки 0% по УСН изменяется
Сейчас законы субъектов РФ могут устанавливать ставку 0% для ИП, применяющих УСН 6% или 15%, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Срок применения льготы – 2 налоговых периода (2 года). Минимальный налог (для выбравших УСН 15%) такие ИП не уплачивают. Виды деятельности устанавливаются субъектами РФ на основании ОКВЭД. Доля доходов от таких видов деятельности должна быть не менее 70 %.
Есть еще ряд ограничений, которые может установить субъект РФ.
Планируется внести изменения в пункт 4 статьи 346.20 НК РФ и изложить его в следующей редакции:
"Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания и отвечающих критериям, установленным Правительством Российской Федерации".
Таким образом, критерии для установления в регионе ставки 0% будет определять Правительство РФ, а субъект РФ будет решать вводить или нет такую льготу в регионе.
3. Льготы по страховым взносам изменятся
3.1. Для аккредитованных IT-компаний.
Сейчас для IT-компаний тариф страховых взносов составляет 7,6%.
Предлагается, с 2026 года установить тариф 15% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов (2025 году это значение составляет 2 759 000 рублей), а сверх неё – 7,6%.
Исключение - организации, имеющие статус участника проекта "Сколково".
Таким образом, льготный тариф в размере 7,6% планируется сохранить на доходы работников IT-организаций сверх предельной базы (в 2025 году - 2,759 млн руб. в год).
3.2. Для субъектов МСП.
Сейчас субъекты МСП платят 30% с 1,5 МРОТ и 15% с суммы превышения, осуществляемой по итогам каждого календарного месяца (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ).
Предлагается, что субъекты МСП, основным видом деятельности которых является вид деятельности, определяемый Правительством РФ, будут применять пониженный тариф страховых взносов (30% с 1,5 МРОТ и 15% с суммы превышения).
При этом условиями применения единого пониженного тарифа страховых взносов будут являться:
1) указание соответствующего вида деятельности в качестве основного,
2) по итогам отчетного (расчетного) периода доходы от основного вида деятельности составляют не менее 70 %.
4. Заработную плату директора для страховых взносов приравняют к МРОТ.
Пункт 1 статьи 421 НК РФ предлагается дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае если за календарный месяц расчетного (отчетного) периода сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса (за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса), начисленных в отношении физического лица, являющегося единоличным исполнительным органом коммерческой организации, составляет менее величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало такого расчетного (отчетного) периода, то для целей определения базы для исчисления страховых взносов за такой расчетный (отчетный) период в отношении такого физического лица сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 настоящего Кодекса (за исключением сумм, указанных в статье 422 настоящего Кодекса)
за указанный месяц принимается равной величине минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало такого расчетного (отчетного) периода.
При осуществлении физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации неполный месяц указанная величина определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца, в течение которых осуществлялись такие полномочия."
Таким образом, если сумма выплаты руководителя коммерческой организации окажется меньше федерального МРОТ, то страховые взносы следует рассчитывать исходя из МРОТ, то есть МРОТ будет базой для расчета отчислений.
Пояснения по изменениям в НК РФ в части страховых взносов.
Установление с 1 января 2026 г. обязанности плательщиков страховых взносов - организаций по исчислению страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей исходя из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в случаях, когда таким работникам выплаты составили менее величины МРОТ.
Увеличение с 2026 года для ИТ-организаций единого пониженного тарифа страховых взносов до 15 процентов с сумм в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов (далее - ЕПВБ) с сохранением единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6 процентов с сумм сверх ЕПВБ. Исключение применения единых пониженных тарифов страховых взносов, установленных для ИТ-организаций, организациями, имеющими статус участника проекта "Сколково".
Исключается возможность применения льгот по страховым взносам для всех МСП независимо от вида осуществляемой деятельности с сохранением пониженного тарифа страховых взносов только для субъектов предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях, по перечню видов деятельности, определяемому Правительством РФ.
5. Выемку документов и предметов смогут проводить при рассмотрении материалов налоговой проверки и при налоговом мониторинге
Сейчас пункт 1 статьи 94 НК РФ «Выемка документов и предметов» предусматривает выемку документов в рамках выездной налоговой проверки, на основании мотивированного постановления (форма по КНД 1165015) должностного лица налогового органа.
Предлагается в пункте 1 абзац первый дополнить словами "налоговый мониторинг, рассмотрение материалов налоговой проверки".
Таким образом, в случае принятия указанных изменений, налоговые органы будут вправе производить выемку документов и предметов не только в рамках выездной налоговой проверки, но и в рамках налогового мониторинга, а также рассмотрения материалов налоговой проверки, в частности, камеральной.
6. Расширение прав ФНС об истребовании документов у банков
Сейчас пункт 2 ст. 86 НК РФ предусматривает право налогового органа истребовать информацию у банков о наличии счетов и остаткам по счетам, открытым организациям, ИП и физическим лицам, не являющимся ИП.
Предлагается внести изменения в п. 2 ст. 86 НК РФ «Обязанности банков, оператора платформы цифрового рубля, связанные с осуществлением налогового контроля», а именно,
добавляется право ФНС запрашивать также справки о наличии картотеки неоплаченных расчетных документов, справки об ежемесячных оборотах по счету, сведения о правах на использование корпоративных карт в случаях выявления расхождений между сведениями, представленными банками, и сведениями, представленными налоговому органу такими организациями, ИП и физическими лицами, не являющимися ИП.
7. Расширение периода выездной налоговой проверки
Сейчас в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
То есть при вынесении решения в 2025 году налоговые инспекторы могут проверить 2022 - 2024 гг.
Предлагается внести изменения в п. 4 ст. 89 НК РФ «Выездная налоговая проверка», а именно,
в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, а также налоговые периоды года, в котором вынесено решение о проведении, завершившиеся до даты вынесения такого решения.
8. Порядок вызова свидетелей на допрос в органы ФНС России
Сейчас Налоговый кодекс РФ не регламентирует порядок вызова свидетеля в налоговый орган.
Предлагается внести изменения в п. 1 ст. 90 НК РФ «Участие свидетеля», а именно,
пункт 1 статьи 90 дополнить абзацем следующего содержания:
"Уведомление о вызове для дачи показаний может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг."
возможно, им нужна помощь в бухучёте!
