В 2026 году бизнес в сфере общественного питания может воспользоваться сразу двумя существенными налоговыми льготами:
—освобождением от НДС;
— пониженным тарифом страховых взносов.
Но условия применения этих льгот различаются, поэтому право на каждую из них нужно проверять отдельно.

НДС: когда общепит может не платить налог
Услуги общественного питания освобождаются от НДС на основании подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ.
В общем случае для применения освобождения необходимо, чтобы за календарный год, предшествующий году применения льготы, одновременно выполнялись следующие условия:
- сумма доходов не превысила 3 млрд рублей;
- доля доходов от услуг общественного питания составила не менее 70% общей суммы доходов;
- среднемесячный размер выплат физическим лицам был не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по соответствующему виду деятельности в регионе.
Таким образом, при применении освобождения в 2026 году в общем случае проверяются показатели 2025 года.
Специальное послабление на 2026 год
В 2026 году законодатель предусмотрел переходное правило для отдельных налогоплательщиков общепита (Федеральный закон от 25.04.2026 № 104-ФЗ).
С 1 апреля по 31 декабря 2026 года воспользоваться освобождением от НДС без соблюдения требования о среднемесячном размере выплат могут, в частности, налогоплательщики на УСН, которые с 2026 года утратили автоматическое освобождение от НДС, если:
- доход за 2025 год не превысил 60 млн рублей;
- доля доходов от услуг общественного питания за 2025 год составила не менее 70%.
Специальное правило предусмотрено также для определенных ИП, применявших в 2025 году ПСН.
Фактически бизнесу дали переходный период, чтобы привести уровень выплат работникам в соответствие с требованиями, установленными для освобождения общепита от НДС.
Но эта мера временная. С 1 января 2027 года для применения освобождения от НДС потребуется соответствовать общим требованиям подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, в том числе требованию к среднемесячному размеру выплат работникам.
Страховые взносы: тариф 15% с выплат свыше 1,5 МРОТ
Вторая существенная льгота для общепита касается страховых взносов.
С 2026 года пониженный тариф страховых взносов для субъектов МСП применяется уже не ко всем представителям малого и среднего бизнеса. Право на тариф зависит, в частности, от вида деятельности.
Общепит в перечень льготных видов деятельности входит.
Раздел 56 ОКВЭД «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» включен в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2025 № 4125-р.
Для применения пониженного тарифа необходимо:
- иметь статус субъекта МСП;
- соответствующий вид деятельности должен быть указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в качестве основного;
- по итогам отчетного (расчетного) периода не менее 70% всех доходов должны составлять доходы от видов деятельности, включенных в установленный Правительством РФ перечень.
При выполнении условий страховые взносы рассчитываются:
30% — с части выплат работнику в пределах 1,5 МРОТ за месяц;
15% — с части выплат, превышающей 1,5 МРОТ.
Основание — п. 2.4, п. 13.3 ст. 427 НК РФ.
При этом с 2026 года при расчете доли 70% учитываются не только доходы от основного вида деятельности, но и доходы от дополнительных видов деятельности, если они также включены в соответствующий правительственный перечень.
А если в общепите работает больше 250 человек?
Здесь действует специальное правило. Для предприятий общественного питания, являющихся субъектами МСП, основной вид деятельности которых относится к предоставлению продуктов питания и напитков, предусмотрена возможность применения пониженного тарифа и при среднесписочной численности работников свыше 250 человек (но не более 1500 человек).

